Проект: Полет из Ада
Проект: Полет из Ада

Николай Кузьмич Лошаков

Лошаков Николай Кузьмич — советский лётчик-истребитель. Родился 17 декабря 1923 года в селе Малинино Тимашевского района Краснодарского края.

Мать — Лошкакова Анна Анисимовна.

Как и вся предвоенная молодежь, увлекался летным делом. 30 апреля 1941 года окончил аэроклуб в звании пилота. С 5 мая 1941 года продолжил обучение в Краснодарской Военно-авиационной школе пилотов (КВАШП). В марте 1942 года курсант КВАШП Лошаков был принят кандидатом в члены ВКП(б). Окончил учёбу 30 мая 1942 года в звании сержанта, по специальности «лётчик-истребитель». С июня по сентябрь 1942 года в запасном авиаполку в г. Кадникове.

О своей службе после окончания 30.05.1942 г. Краснодарской военной авиационной школы пилотов (КВАШП) Лошаков указывал в анкетных документах следующее:

а) «С 1/VI-42 г. по 17.IX.42 г. продолжал обучаться в городе Кадников Вологодской обл. «на иностранной матчасти истребителей типа “Харрикейн” и “Томагаук”» в 27 запасном авиаполку»;

б) «С 17.IX.42 по 17.XI.42 г. проходил переучивание на отечественных истребителях типа ЯК-1 б и ЯК-7 б в 15 Отдельном учебно-тренировочном полку гор. Череповец Вологодской обл.»;

в) «В середине ноября 1942 года… выбыл на Ленинградский фронт в 286 ИАП…» и «С 18/XI.42 года по 20.III.43 года летчик-истребитель 286 истреб. авиа-полка 13 воздушной армии гор. Ленинграда»

С ноября 1942 года Н. Лошаков воевал под Ленинградом, сначала в 286-м истребительном авиаполку, а затем в 14-м гвардейском истребительном авиационном Ленинградском Краснознамённом, ордена Суворова полку имени А. А. Жданова (14 гв. иап) , уже в звании младшего лейтенанта.

К концу мая 1943 года совершил 120 боевых вылетов, сбил 2 вражеских самолёта лично и 1 — в составе группы.
121-й боевой вылет оказался для младшего лейтенанта Николая Лошакова роковым.

На самолет Николая насели два «Фокке-Вульфа» — сбили колпак, приборную доску и повредили мотор. Из последних сил раненный в руку и ногу летчик дотянул на горящем истребителе до линии фронта, выбросился из самолета и… потерял сознание. Ветер отнес парашют к немецким окопам, в полку сочли Лошакова погибшим. Родным ушла похоронка: «Погиб 27 мая 1943 года»

Попав в плен, он на всех допросах придерживался версии, что его сбили в первом же бою, призван был недавно, поэтому ничего толком не знает о своей части, количестве самолетов и так далее. В конце концов немцы, видимо, ему поверили и даже предложили молодому летчику сотрудничество.

Посоветовавшись с товарищами по плену, Николай дал ложное согласие на сотрудничество и был отправлен на аэродром под Псковом. Там он познакомился с другим пленным — сержантом бронетанковых войск Иваном Денисюком, который к тому моменту работал у немцев заправщиком самолетов. Вместе они стали планировать побег. По воспоминаниям Лошакова, Денисюк по его заданию запоминал и рисовал ему схемы расположения приборов управления в самолетах, стащил из бани немецкую форму и тщательно припрятал ее в придорожных кустах.

Улучить момент для побега удалось вечером 11 августа. На аэродром только что приземлился самолет коменданта «Шторх», немцы отправились ужинать, а Денисюк в это время должен был заправить крылатую машину. Взлететь удалось сразу, а пока на земле сообразили, что самолет угнан, прошло достаточно времени, чтобы уйти от огня немецких зениток. До советской территории лететь было около 300 километров, там уже беглецов встретил огонь наших зенитных орудий. Лошаков вновь был ранен, но все же сумел посадить подбитый самолет.

Из заявления Лошакова от 10.09.1943 г., адресованного начальнику Главного управления контрразведки «СМЕРШ» В. С. Абакумову (одновременно являвшемуся и заместителем наркома обороны СССР И. В. Сталина):
«… Находясь два с половиной месяца в плену я все искал случая побега из плена на Родину. При допросах немцами мне было предложено вступить в создававшуюся 1 эскадрилью РОА. Посоветовавшись с товарищами, пленными летчиками, майором Банщиковым, майором Мартыновым, инженер-капитаном Свечниковым и ст. лейт. Лученко А., я дал свое согласие на вступление, с той целью чтобы бежать на Родину. …».

Его уголовное дело рассматривал внесудебный административный орган исполнительной власти — Особое совещание при НКВД СССР, которое вынесло Постановление от 04.12.1943 г.: «ЛОШАКОВА Николая Кузьмича, за изменническое поведение во время пребывания в плену — заключить в исправительно-трудовой лагерь (Воркутлаг) сроком на три года…»:

Н. К. Лошаков был освобождён на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 07.07.1945 г. «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией»:

После освобождения (12.08.1945)   Лошаков остался работать, но уже по вольному найму, в Транспортном управлении дежурным по станции Службы движения (там он трудился и до амнистии), 20.09.1945 г. (по данным Информационно-архивной группы ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по РК) — он был зачислен на должность пилота авиаотряда, 09.10.1945 г. — перемещен мотористом, а 27.11.1945 г. назначен начальником Центрального аэропорта авиаотряда комбината «Воркутуголь» НКВД СССР.

В январе 1948 года Лошаков по собственному желанию перевелся в Сыктывкарский отдельный авиаотряд Гражданского Воздушного Флота — «Временно… до регулярных полетов» — на должность и. о. начальника аэропорта Воркуты, проработав в воркутинском аэропорту до декабря 1948 года

В Характеристике на бывшего начальника центрального аэропорта авиаотряда комбината «Воркутуголь» МВД СССР (оформленной в январе 1948 года при переходе Лошакова в Воркутинский аэропорт ГВФ) отмечена его добросовестность и аккуратность в работе. Также было указано, что он «особенно проявил себя при выполнении особого задания по спасению людей со льдины потерпевшего аварию тяжелого самолета в Байдарацкой губе и при розысках пропавшего экипажа командира авиаотряда тов. Зайцева в январе 1947 года».

01.11.1956 г. он был «Принят по переводу начальником подземного участка шахты 40» (и работал в этой должности до 01.10. 1962 г.).

25.06.1959 г. Окончил Воркутинский горный техникум по специальности «Подземная разработка угольных месторождений» с присвоением квалификации горного техника и вручением соответствующего диплома. После окончания горного техникума — начальник участка на шахте № 40, позже работал по профсоюзной линии.

— Указом Президиума Верховного Совета Коми АССР от 06.11.1959 г. начальнику добычного участка шахты № 40/8 комбината «Воркутуголь» Лошакову Николаю Кузьмичу было присвоено почетное звание «Заслуженный шахтёр Коми АССР»;

В марте 1961 года главнокомандующий военно-воздушными силами СССР, главный маршал авиации К. Вершинин, который вручал звезду Героя Михаилу Девятаеву, пригласил Н.Лошакова в Москву, где Николаю Кузьмичу Приказом заместителя Министра обороны СССР — главкома ВВС от 30.03.1961 г. была объявлена благодарность «За стойкость и мужество, проявленные при нахождении в плену и побег из плена на вражеском самолете, бывшему летчику 14 гвардейского истребительного авиаполка, ныне лейтенанту запаса Лошакову Николаю Кузьмичу», которую дополнял ценный подарок — наградное оружие.

— в период с 1959 года по 1965 год Николай Кузьмич был награждён почётными нагрудными знаками «Шахтёрская слава» всех трёх степеней;

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.05.1965 г. № 3537-VI «За боевые отличия в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» лейтенант запаса Лошаков Николай Кузьмич был награжден орденом Красной Звезды

С 1971 по 1981 годы работал председателем Воркутинского территориального совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР)

в 1978 году его наградили медалью «Ветеран труда».

19.03.1981 г. Н. К. Лошаков по состоянию здоровья был освобождён от обязанностей председателя Воркутинского территориального совета ВОИР. Тогда же вернулся на родину, в Краснодар, где прожил до самой смерти 14.02.1984

Имел звания  и «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР».

Н. К. Лошаков был женат, имел дочь